Все стереотипные виды поведения родителей ребенок в младенческом возрасте впитывает с молоком матери. Враждебность и агрессия, ревность и кулачные бои за право на свободу проявляются в ответ на ухаживания за малышом. Он в 2 года считает себя взрослым и хочет, чтобы ему доверяли, чтобы у него была своя собственная территория. Он начинает отвоевывать пространство, которое впоследствии взрослые дяди и тети называют личным. Как научить малыша контактировать со сверстникам, если он находится в постоянной обороне, если он не идет на общение, если дерется даже с матерью?
Как привить первые правила коммуникации малышу?
Первое, что научается делать годовалый малыш, копировать поведение родителей. Не удивляйтесь, если вы рассмотрели в каких-то манерах себя. Общение супругов друг с другом сразу отражаются на ребенке: мама закричала, а папа спокойно отреагировал, значит, мама – главнее. Папа с раздражением хлопнул дверью – и малыш будет делать также безо всякой причины. Почему ребенок дерется, нужно спросить самих себя.
Для малыша всегда важны референтные взрослые, те, кто сутки напролет находится с ним рядом. Малыш будет требовать постоянной опеки и внимания, ведь это он нуждается в вас на 100%, так как не умеет себя полностью обслуживать. В раннем возрасте у детей формируется базальное доверие или недоверие к миру: если малыш постоянно чувствует присутствие близкого, он никогда не станет капризничать и качать свои права, но как только ему не уделяется должного внимания, он будет его требовать разными методами, начиная с простых капризов и заканчивая дракой с мамой.
Дети, которых рано отдают в ДУ, как правило, начинают болеть (это связано с психосоматикой) или вести себя безобразным образом, особенно, если дома была благоприятная обстановка, а теперь воспитатель не может уделять внимание только одному малышу.
Когда ребенок в 2 года дерется, и родители никак на это не реагируют, они вскоре пожнут плоды агрессивного подростка и постоянно враждующего взрослого. Малышу с младенчества прививают навыки коммуникации со сверстниками и старшими, рассказывая о нормах поведения в обществе.
Поддерживать нужно положительные поступки, хвалить только по делу, ни в коем случае нельзя разговаривать с малышом на картавом языке, считается, что взрослый не дает своему чаду повзрослеть и научиться отвечать за поступки. Бывая на улице, наблюдайте, как малыш играет в песочнице с другими детишками, подсказывайте, как себя вести в том или другом случае.
Ребенок выражает свои чувства!
Будучи взрослыми, мы не всегда умеем выразить словами чувства, а что говорить о ребенке, который хочет, чтобы с ним поиграли, а мама говорит, что занята. Раз, второй, третий – у малыша просыпается злость, он не может ничего другого придумать, как только укусить или ударить. Ребенок дерется с мамой не потому, что он её не любит (хотя взрослые часто этим манипулируют), а потому что мама должна быть рядом, в особенности, если ему нужна помощь.
Вам нужно научить малыша озвучивать то, что он чувствует. Например, он ударил вас, спросите у него: «Ты на меня злишься?», «Ты расстроен, что я тебе не уделяю внимания, не играю с тобой». Поле того, как вы найдете болевую точку у малыша, успокойте его, обязательно прижмите к себе и скажите, как он вам нужен и, как только вы справитесь со своими домашними делами, обязательно уделите время ему. И главное: не забудьте подтвердить слова делом!
А может быть, это капризы?
Семья балует малыша, покупая ему сладости, игрушки, все, что его душа пожелает. Отказа ребенок ни в чем не знает. Если такое поведение – норма, ждите, когда появятся первые «ласточки» и перед предстанет маленький каприза.
Конечно, вы не хотите вырастить тирана и потребителя, поэтому начинайте действовать без нажима: «Сегодня я не смогу купить тебе игрушку, у меня деньги только на продукты», «Давай с тобой договоримся, что в следующий раз ты сможешь выбрать себе что-нибудь сам, а я не буду даже подсматривать». Главное, чтобы все члены семьи приняли единую линию поведения, если же кто-то будет исподтишка продолжать «портить» ребенка, воспитание пойдет под откос, и чадо будет проявлять агрессию по любому поводу.
Слушайте себя, свои чувства и помогите малышу разобраться в его собственных. Помните, что дети не бывают плохими, бывают нехорошие поступки, за них и ругайте. А ребенок для родителя – он всегда самый лучший и самый умный!