Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Ученые всегда интересовались взаимосвязью между развитием подкорковых мозговых центров ребенка и мелкой моторикой. В 80-х годах прошлого века они выявили прямую зависимость речи от развитости тонкой моторики пальцев рук. Чем раньше родители начинали заниматься в ребенком пальчиковой гимнастикой, тем быстрее он осваивал навыки самообслуживания, учился разговаривать, начинал читать и считать в раннем дошкольном возрасте. В школе у таких деток раньше других проявляется креативное мышление и развивается быстрота реакции.

Для чего нужна мелкая моторика?

Ученые установили: если у ребенка не развита мелкая моторика, он плохо говорит, часто не произносит членораздельных звуков до 3-4 лет, его психическое развитие тормозится. Пока ваш ребенок не организован, т.е. не посещает детское дошкольное учреждение, вам, как родителям, необходимо самим с ним заниматься пальчиковыми играми, гимнастикой и развивать сенсомоторику.

Начинать нужно с рождения, именно хватательный рефлекс является базовым, на основе которого можно будет выстраивать дальнейшую работу с пальчиками: разгибать их по отдельности или вместе и снова собирать в кулачок, хлопать в ладоши, проговаривая знаменитые «Ладушки-ладушки».

Речь взрослого, сопровождаемая движениями пальцев рук, быстрее запоминается. Таков один из принципов детской психики.

Когда нужно начинать?

  1. К полугоду малыш начинает узнавать всех близких взрослых, он живо реагирует на яркую игрушку, может подолгу на неё смотреть, сам переворачивается и, конечно, хватает все подряд. Используйте этот момент для того, чтобы ребенок привык во время бодрствования что-то держать, хватать, перекладывать руками. Помогайте ему в этом, держите ложку вместе с ним, научите стучать её по тарелке. Вначале это будет выглядеть неуклюже, но кто из нас не учится?
  2. К году малыша можно учить держать ручку или карандаш под вашим присмотром, его «каляки-маляки» — начальный этап говорения: двигаются пальчики – работают мозговые центры.
  3. В возрасте 2-3 лет начинается работа с сенсомоторикой вплотную. Для этого родителям необходимо учить потешки и самим придумывать движения пальчиков к ним в сопровождение. Услышав знакомые слова, малыш сам начинает хлопать в ладошки и показывать «козу рогатую».
  4. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет – это начало работы с пластилином, бумагой и ножницами, рисование красками и самими пальчиками, конструирование из кубиков и складывание мелких предметов под присмотром мамы.
  5. Собираясь на улицу, дайте малышу свободу, он должен научиться сам одеваться, застегивать пуговицы, молнии, шнуровать ботинки, тем более, что возраст 2-3 лет называют возрастом почемучек.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Мама играет с ребенкомСамой известной пальчиковой гимнастикой является «Сорока-ворона», когда родитель приговаривает потешку про сороку-ворону, которая кашу варила, и водит пальцем своей руки по ладошке ребенка, а затем загибает по одному пальчику, когда начинаются слова о том, кого ворона покормила. Когда остается большой палец, его сгибают и разгибают, приговаривая: «А этому не хватило: иди, пальчик-мальчик, по холодную водицу, в криницу». Затем пальчики собираются вместе в кулачок.

Потешки часто используются в качестве режимных моментов, например: «Этот пальчик хочет спать (загибают по одному пальчику в кулачок), этот пальчик спит в кровати, а этот на полу уснул, а этот только прикорнул. Встали пальчики, ура! Нам бежать уже пора (пальчики сгибаются и разгибаются в такт стихам).

Гимнастика для пальчиков без сопровождения речью

  1. Пальцы обеих рук соединяем так: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Мама говорит, что пальчики здороваются.
  2. Пальчики побежали по столу, как человечки, затем, как слонята с усилением и нажимом на стол, затем, как комарики, полетели, а потом сплелись между собой, как корни деревьев.

Гимнастика пальцами в свободном стиле

Пальчиковую гимнастику можно делать вне стен дома, например, шагая по дорожке и показывая, как птички летят и комарики жужжат, как шумит ветер, как жарко. Родителям несложно придумать рассказ в 3-4 предложения, которые нужно ребенку продемонстрировать, чтобы и он включился в этот занимательный процесс. Например: «Кот Федор видит гнездо на дереве (нужно показать руками гнездо), где жили птенчики, у которых были вот такие клювики (показать клювики). Кот захотел забраться в гнездо (показать, как) и скушать птенчиков (кисти полностью сгибаются в кулак). Но тут прилетела их мама, большая птица, и стала отгонять кота (растопыривают пальчики рук и пугают кота). Он убежал прочь (показать пальцами, как он убегал).

Для слишком занятых родителей есть такой вариант: приобретите в магазине счетные палочки и вместе с ребенком начинайте их считать, перебирая каждую и складывая по отдельности в коробку. Это и просто, и полезно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *